Архитектура.Дизайн.


Cостоялся фестиваль «Архстояние 2011. Лето»

02.08.11


29-31 июля состоялся фестиваль «Архстояние 2011. Лето». Он проходил шестой раз и собрал более 6000 гостей. На фестивале была представлена экспозиция из 36 объектов современной архитектуры и искусства в ландшафте. В этом году в парке Никола-Ленивец появилось шесть новых объектов:


  фестиваль «Архстояние 2011. Лето»    фестиваль «Архстояние 2011. Лето»


MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, арт-группа MISSISSIPPI - «Сарай Сараев»
Александр Рябский, Ксения Харитонова, Дмитрий Барьюдин, ГА FAS(t) - «Standless Steel/ Сталь нестоячая»
Оскар Мадера - «Функциональное мычание»
Бориева Сана - «Стена сарая»
Никита Токарев, Арсений Леонович, Петр Толпин, АБ Панаком - «Гнезда света»
Кирилл Баир, Дарья Лисицына, Бюро АрхНах (Бюро Архитектурных Находок) - капсульный отель «Ваш шкаф»
XII Архитектурный фестиваль ГОРОДА - «Телепорт ГОРОДА-АРХСТОЯНИЕ»

На пресс-конференции в рамках фестиваля президент группы компаний «Связной», собственник земель ландшафтного парка «Никола-Ленивец» Максим Ноготков объявил о новой творческой инициативе - создании площадки «АрхПолис» - пространства для жизни и творчества архитекторов дизайнеров, художников и представителей исполнительских искусств. (Конспект речи Максима Ноготкова - в приложении к пост-релизу.)

Результатами успешного функционирования «АрхПолиса» станут реализованные проекты мирового уровня в области архитектуры, ландшафтного дизайна, современного искусства и performing arts. В сентябре 2011 года обновленная команда организует креативные сессии, на которых будет разработана детальная программа развития «АрхПолиса» на ближайшие 5 лет. Для участия в этих сессиях приглашаются известные художники, эксперты, архитекторы и профессиональные управляющие в области современной культуры. Проект начнет свою работу в мае 2012 года».

Тема фестиваля этого года, идея интерпретировать сарай как предмет искусства вызвала живой отклик творческой публики. По словам куратора Антона Кочуркина, «Важной частью концепции является то, что новые объекты явились не только актами искусства, но архитектурными павильонами, давшими новые градостроительные смыслы территории. Произошло закрепление новых функциональных звеньев парка и деревни: выставочный зал, сарай, беседка, отель. Благодаря фестивалю созданы новые точки активности. Эти активности стали новыми ориентирами в пространстве «Архстояния», маркирующие и отождествляющие территорию деревни, фестиваля и «кемпинга не сене».

Руководитель проекта Юлия Бычкова, подводя итоги фестиваля, сказала: «Радует, что силами молодых архитекторов удалось сделать качественное, талантливое архитектурное событие. Еще больше укрепилась уверенность в своих силах, в нашем творческом потенциале. Мы готовы к выходу на международную арт-сцену».

Основатель фестиваля художник Николай Полисский считает, что для этих планов есть все основания: «Известность Никола-Ленивцу принесли имена художников и архитекторов старшего поколения: Бродский, Асс, Григорян, Авакумов, Башкаев. А теперь «Архстояние» предъявляет свое собственное лицо, и его организаторы должны сформулировать новые принципы – какое искусство делает именно этот фестиваль, непохожий на все остальные вокруг. И планка настолько высокая, что перед молодежью стоит очень непростая задача. Но эти молодые талантливые ребята готовы развиваться сами. Они могут создавать интересные проекты, за ними – будущее».

Идея со-творчества, развития разных направлений деятельности в ландшафте нашла свое развитие в проекте, который выходит сегодня на новый уровень. В этом году пространство Никола-Ленивца стало творческой лабораторией для музыкантов и артистов. Куратор событийной программы Инна Прилежаева комментирует премьеры фестиваля: «На мой взгляд, линия, начатая в 2009 года темой «Вне земли», когда мы задумались об архитектуре неархитектурными способами, в этом году нашла свое отражение в акустических экспериментах с ландшафтом. Так, произведение, созданное Димтрием Власиком специально для Никола-Ленивца, дало новый объем территории в 5.5 га и новые качества ее среде. Ансамбль «Персимфанс» предложил свой взгляд на тему пасторалей и звукоподражаний природе в академической музыкальной традиции, поляна Лабиринтов вдохновила музыкантов, художников, танцоров, артистов на создание ландшафтного перформанса».

Также на «Архстоянии» проводилось социологическое исследование. Группа из 9 социологов искала ответ на вопрос, как прочитываются посетителями объекты и события фестиваля. Итоги исследования будут подведены в сентябре. Автор проекта «АрхДвижение» Виктор Вахштайн рассказывает: «Мы с коллегами изучали, как реально «работают» элементы фестиваля – события и объекты, – какую реакцию они вызывают, как интерпретируются разными группами посетителей, насколько вовлекают их во взаимодействие. Интересно, что многие наши исходные гипотезы подтвердились с точностью до «наоборот». Выяснилось, что пожилые люди чаще, чем молодежь, пользуются фото- и видео- техникой, что посетители, «прочитывая» произведения, не столько интересуются авторским замыслом, сколько переосмысливают и переопределяют их, исходя из собственного опыта. Даже сама граница произведения не фиксирована и зависит от типа взаимодействия зрителей. Объяснение этих и других фактов нам еще предстоит найти».